Русско-немецкая школа в Берлине: первые впечатления второклассника и его родителей.

    На прошлой неделе наш старший сын пошел во второй класс двуязычной русско-немецкой частной школы. Все мы переживали: как ребенок вольется в новый класс в конце года, как сможет понимать немецкие предметы, совсем не зная языка. Были озадачены списком разнообразных канцтоваров, необходимых для школы, поиском школьной и спортивной формы, покупкой печатных тетрадей.
    Теперь, когда первый этап пройден, все найдено, куплено и собрано, можно выдохнуть и поделиться первыми впечатлениями.



    Двуязычие школы означает то, что основные предметы ведутся на обоих языках, русском и немецком, в одинаковом объеме. В нашем расписании есть русский язык (чтение и письмо), немецкий язык (чтение и письмо), математика, проводимая на обоих языках попеременно по разным учебникам, по такой же схеме природоведение и музыка. Есть еще труд и физкультура, но на каких языках они преподаются, сейчас точно сказать не смогу. Английский изучается отдельным предметом.
    Все учителя, бесспорно, прекрасно владеют немецким языком, а вот русским - не все. Наша  классная руководительница немка и на русском не говорит совсем. Пока это создает для нас, как для родителей, дополнительные сложности. Но зато ребенок воспринимает немецкий язык от носителя языка.
    Классы в школе маленькие, всего 15 человек, в то время как классы в обычной немецкой школе состоят примерно из 30 детей. Все дети в школе говорят на обоих языках, но между собой в основном по-русски. Некоторые, правда, имеют достаточно сильный акцент.
    Программа в нашей частной школе приближена к той, к которой мы привыкли: систематический подход, классическая схема обучения, домашние задания, работа в классе. Возможно, она немного легче привычной украинской, но мы это воспринимаем как плюс. Во-первых, ребенку нужно активно осваивать немецкий язык. Во-вторых, сейчас в украинских школах дети настолько загружены в младших классах, что порой это имеет обратный эффект.Чрезмерные перегрузки в детском возрасте ведут к полному нежеланию учиться дальше. Ребенок устает и перегорает. Но это уже другая тема.
    Теперь немного об организации обучения.
    При заключении договора со школой родители подают документ из учреждения по делам детей. Это относится и к частной и к обычной школе, и к детскому саду, кстати, тоже. В этом документе указывается, на сколько часов продленки ребенок может рассчитывать. Это зависит от занятости родителей, возраста ребенка, возможно, еще от каких-то факторов. Поскольку я пока не работаю, то Даня может оставаться в школе до 16.00. Для более занятых родителей есть возможность оставлять детей до 18.00.
    Итак. День в школе начинается с 8 утра и заканчивается для нас в 16.00. Примерно до 12-13 часов проводятся уроки, далее начинается продленка. Каждый урок длится 45 минут, между ними паузы, по-нашему, перемены. После второго урока дети перекусывают овощами, в середине дня им выдается обед, а во второй половине - полдник. Также ребенок приносит с собой бутерброд и обязательно бутылочку с водой, которую он, впрочем, может в любой момент пополнять.
    Дети ходят в школу в форме. У нас это темно-синие брюки и свитер, голубая рубашка. У девочек аналогичный комплект с юбкой. После основных уроков дети переодеваются в свободную одежду и у них начинается так называемый hort, то есть продленка. Есть определенное время, когда детям предлагается делать уроки в классе, есть время для прогулки на улице. Ближе к концу дня проводятся кружки, которые дети могут посещать по выбору. Мы записались на шахматы, разукрашивание и танцы. Правда, на счет танцев Даня пока раздумывает.
    Расскажу теперь немного из интересного, что было для нас непривычно.

    Мы, насмотревшись американских фильмов, думали, что и здесь портфель ребенка будет легким и полупустым, поскольку дети оставляют все учебники в классе. А вот и нет. Все в точности наоборот. Дети набивают свои рюкзаки так, что они еле закрываются и при этом ни от чего отказаться и выложить нельзя. Когда мы сложили Данин рюкзак в первый раз, я просто не представляла, как его может тащить ребенок. Но они и не таскают. Они их возят как чемоданчики на колесиках. Все поголовно дети имеют такие вот портфели, кроме нас пока.
    Удобным оказалось наличие одного дополнительного дневника на весь класс, который ведет учительница. Она записывает туда все домашние задания, а родители в конце дня его фотографируют и сверяют с тем, что написано в дневнике у ребенка.
    Здесь очень распространена практика создания групп в WhatsUp-е. Для нашего класса создана группа, в которой присутствуют все родители. Это очень удобно, если нужно что-то спросить или обсудить по школьным вопросам. Такие группы создаются практически в любых коллективах: на курсах, кружках и т.д. Вообще WhatsUp тут в почете.
    В школе запрещено приносить электронные устройства, игрушки тоже не приветствуются. Жвачка допускается с третьего класса. Сладкое на перекусы брать не принято. Если у ребенка день рождения, то он приносит торт, но только в пятницу.

    Отдельно хочу рассказать о немецкой строгости. Во-первых, ребенок не имеет права без уважительной причины пропускать школу. По болезни предоставляется справка, для семейных обстоятельств предусмотрена возможность просто предупредить, но это не приветствуется. Если до 9 утра родители не пришедшего ученика не позвонят и не поставят в известность учителя или секретаря, по какой причине ребенок отсутствует, то руководство школы обязано сообщить об этом в организацию по делам детей.
    Если ребенок должен длительно пропускать обучение, то следует получить разрешение в школе. Я знаю случай, когда при выезде ребенка за границу с родителями, пограничники поинтересовались, по какой причине школьник пропускает занятия. И только после предоставления разрешения из школы, пропустили через границу.
    Если ребенок часто опаздывает, забывает спортивную форму или другие необходимые для обучения предметы, то учитель делает соответствующие записи в журнале. В последствии такая информация может быть даже вписана в детское личное дело.
    Но эти строгости касаются в основном родителей. Для детей же обстановка мягкая и не напряженная, кричать, ругать и давить не принято. После первой недели Даня остался вполне доволен. Посмотрим, как дело пойдет дальше.


Комментарии